Помогаем детям с тяжёлыми нарушениями речи.
Во взаимодействии с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями
речи самым эффективным приёмом является игровой. Развёртывая свою
деятельность в контексте игры и в её русле, можно достичь значительно более высоких
результатов. При использовании игровых методов в процессе коррекционно-образовательной работы эффективность исправления нарушений
речи возрастает почти на 50%.
Дифференция звуков на слух
(ребёнок выполняет
действие молча).
- Подними нужный символ (например, флажок). Логопед произносит слоги, слова, в которых определённый звук находится в разных положениях. Ребёнок должен поднять флажок, если звук находится в том самом месте слова, которое заранее определено логопедом.
- Найди необходимый символ среди многих. Логопед и ребёнок определяют символы, адекватные тому или иному звуку, например звук с – это насос, ж – это жук, з – звонок и т.д. Далее - при произнесении, предъявлении различных слов логопедом – ребёнок должен поднять соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
- Сделай соответствующие движения на заданный звук. Логопед и ребёнок определяют позы-символы, адекватные тому или иному звуку, например, звук ч – это Чебурашка, о – олень, т – топор и т.д. Далее – при произнесении различных слов логопедом – ребёнок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
- Подними подходящую букву. Логопед произносит слова, слоги, в которых определённый звук находится в разных положениях. Ребёнок должен поднять соответствующую букву, если звук находится в том положении, которое заранее определено логопедом.
Дифференциация звуков в произношении.
- Узнай звук по артикуляции. Логопед показывает артикуляцию того или иного звука. Ребёнок должен назвать его.
- Узнай звук по символам. Логопед показывает символ того или иного звука. Ребёнок должен назвать его. Символами звука могут служить поза тела, какая-либо фигурка, предмет или его графическое изображение.
- Выбери среди многих. Логопед называет слоги, слова, в которых присутствует (или нет) определённый звук. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если звук находится в этом слове, слоге. Можно также выбирать из нескольких картинок, изображающих предметы, ту, в названии которой есть нужный звук.
- Правильно – неправильно (преднамеренные ошибки логопеда). Тут открывается большой простор для творчества логопеда: можно, например, показывать на то или иное слово, звук, символ (неправильные) или показывать неправильное движение и т.д.
- Звукоподражание, стихи-потешки (ребёнок считает, сколько раз прозвучал заданный звук). В процессе произнесения речевого материала ребёнок охлопывает, отстукивает, встаёт, садится и т.п. когда слышит нужный (оговоренный) звук.
Диффенциация в слогах.
- Повтори за мной цепочку слогов (за-жа-за).
- Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например, при предъявлении символа «насос» ребёнок произносит звук с с любым гласным звуком – са, со и т.д.
- Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог (два раза – за, три раза – жа и т.д.).
- Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.
- Перепутаница. Ребёнок хлопает несколько раз, логопед преднамеренно произносит слог большее или меньшее количество раз.
- Считалка. Логопед показывает цифры – ребёнок называет слоги соответствующее количество раз. (Попутно формируются элементарные математические представления.)
- Назови слоги по символу. Логопед показывает символ, а ребёнок называет слоги, в которых есть звук, обозначаемый символом.
- Право-лево. Логопед отстукивает (например, левая рука – за, правая – жа), а ребёнок, считая, сколько раз и какой рукой он это делает, повторяет столько же раз нужный слог.
- Добавь слог в донце слова. Логопед называет слог, а ребёнок добавляет – из оговорённых – нужный, по его мнению, слог (например, ко – жа, ко – за). Можно пользоваться символами для предъявления первого слога. Информация по конкурсу смотрите здесь
Спасибо, за полезную информацию!
ОтветитьУдалить