среда, 15 мая 2013 г.

Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи.



Помогаем детям с тяжёлыми нарушениями речи.
Во взаимодействии с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи самым эффективным приёмом является игровой. Развёртывая свою деятельность в контексте игры и в её русле, можно достичь значительно более высоких результатов. При использовании игровых методов в процессе коррекционно-образовательной  работы эффективность исправления нарушений речи возрастает почти на 50%.


Дифференция звуков на слух
(ребёнок выполняет действие молча).
  1. Подними нужный символ (например, флажок). Логопед произносит слоги, слова, в которых определённый звук находится в разных положениях. Ребёнок должен поднять флажок, если звук находится в том самом месте слова, которое заранее определено логопедом.
  2. Найди необходимый символ среди многих. Логопед и ребёнок определяют символы, адекватные тому или иному звуку, например звук с – это насос, ж – это жук, з – звонок и т.д. Далее - при произнесении, предъявлении различных слов логопедом – ребёнок должен поднять соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
  3. Сделай соответствующие движения на заданный звук. Логопед и ребёнок определяют позы-символы, адекватные тому или иному звуку, например, звук ч – это Чебурашка, о – олень, т – топор и т.д. Далее – при произнесении различных слов логопедом – ребёнок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
  4. Подними подходящую букву. Логопед произносит слова, слоги, в которых определённый звук находится в разных положениях. Ребёнок должен поднять соответствующую букву, если звук находится в том положении, которое заранее определено логопедом.

Дифференциация звуков в произношении.
  1. Узнай звук по артикуляции. Логопед показывает артикуляцию того или иного звука. Ребёнок должен назвать его.
  2. Узнай звук по символам. Логопед показывает символ того или иного звука. Ребёнок должен назвать его. Символами звука могут служить поза тела, какая-либо фигурка, предмет или его графическое изображение.
  3. Выбери среди многих. Логопед называет слоги, слова, в которых присутствует (или нет) определённый звук. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если звук находится в этом слове, слоге. Можно также выбирать из нескольких картинок, изображающих предметы, ту, в названии которой есть нужный звук.
  4. Правильно – неправильно (преднамеренные ошибки логопеда). Тут открывается большой простор для творчества логопеда: можно, например, показывать на то или иное слово, звук, символ (неправильные) или показывать неправильное движение и т.д.
  5. Звукоподражание, стихи-потешки (ребёнок считает, сколько раз прозвучал заданный звук). В процессе произнесения речевого материала ребёнок охлопывает, отстукивает, встаёт, садится и т.п. когда слышит нужный (оговоренный) звук.

Диффенциация в слогах.
  1. Повтори за мной цепочку слогов (за-жа-за).
  2. Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например, при предъявлении символа «насос» ребёнок произносит звук с с любым гласным звуком – са, со и т.д.
  3. Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог (два раза – за, три раза – жа и т.д.).
  4. Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.
  5. Перепутаница. Ребёнок хлопает несколько раз, логопед преднамеренно произносит слог большее или меньшее количество раз.
  6. Считалка. Логопед показывает цифры – ребёнок называет слоги соответствующее количество раз. (Попутно формируются элементарные математические представления.)
  7. Назови слоги по символу. Логопед показывает символ, а ребёнок называет слоги, в которых есть звук, обозначаемый символом.
  8. Право-лево. Логопед отстукивает (например, левая рука – за, правая – жа), а ребёнок, считая, сколько раз и какой рукой он это делает, повторяет столько же раз нужный слог.
  9. Добавь слог в донце слова. Логопед называет слог, а ребёнок добавляет – из оговорённых – нужный, по его мнению, слог (например, ко – жа, ко – за). Можно пользоваться символами для предъявления первого слога. Информация по конкурсу смотрите здесь

1 комментарий: